С принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 № 273-ФЗ, дошкольное образование стало первым уровнем общего образования.

С 1 сентября 2013 года он вступил в силу. Закон «Об образовании в Российской Федерации», закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус дошкольного образования предусматривает разработку Федерального государственного стандарта (ФГОС ) дошкольного образования — впервые в истории российского образования. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства

ФГОС дошкольного образования  — это система требований к структуре образовательной программы и условиям её реализации в преемственности с требованиями ФГОС для начального общего образования. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Дошкольное образование согласно, Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной  деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Стандарт преследует следующие цели:

·         обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

·         обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

·         сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

Стандарт решает задачи:

 

·         охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

 

·          сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

 

·          формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

 

·         обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

 

·         формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

 

·         обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 

·         обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

 

·         определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

 

     Главными критериями ФГОС дошкольного образования  названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе (по ФГТ). Главной целью разработчиков проекта ФГОС дошкольного образования сделать акцент на развитие способностей ребенка, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание в проекте ФГОС уделяется  развитию у ребенка инициативности, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

ФГОС ДО  определены требования к структуре, содержанию и объему Программы. Так,определено, чтоПрограмма разрабатывается   и   утверждается    Организацией самостоятельно.  Организация сама  определяет  продолжительность пребывания детей, режим работы,     предельную наполняемость групп. Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно  обеспечивать развитие   личности, мотивации  и  способностей  детей  в  различных видах     деятельности и охватывать следующие направления  развития  и образования  детей  (образовательные области):Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях:

 

1.социально-коммуникативное развитие;

 

 2.познавательное развитие;

 

3.речеое развитие;

 

4. художественно-эстетическое развитие;

 

5.физическое развитие.

 

Конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности

 

Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью, в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия — развитие ребенка наравне с индивидуализацией.Социализация детей дошкольного возраста – то основание вокруг которого, собственно строится вся ситуация создания данного стандарта.

 

Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем? 
В настоящее время начато общественное обсуждение проекта нового закона Российской Федерации «Об образовании», в котором глава 11 полностью посвящена дошкольному образованию. Чем предлагаемый законопроект принципиально отличается от действующего Закона? Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из «камеры хранения» ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно. 
В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно — подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования. 

Когда стандарт должен быть принят? 
— Правительство определило сжатые сроки: до конца этого года. Но стандарт появляется не на пустом месте — последние два года в этом направлении работает команда специалистов из Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, Психологического института РАО, Института стратегических исследований в образовании РАО и других организаций вместе с коллегами из регионов, где реализуются интересные модели дошкольного образования. В свое время апробация ФГТ в регионах получила широкую общественную поддержку.

 О требованиях к работе с  родителями

В ФГОС ДО сформулированы   требования по взаимодействию Организации с родителями.Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер   взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей) педагогических  и   иных работников Организации) и детей. Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в  целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и  социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

информировать   родителей   (законных        представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также  о Программе,   и не только семье, но    и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную  деятельность;обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья; обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными  представителями)  детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Нормативные документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС дошкольного образования    

Деятельность дошкольных образовательных учреждений по введению ФГОС дошкольного образования регламентируется следующими нормативно – правовыми документами:      Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Типовое положение ДОУ (ред. от 2012г.);«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;  Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года;   Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271; План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р;     Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 год Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);   Приказ № 209 от 24 марта 2010 г.  (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;  Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» и др.

 Статью подготовила  воспитатель группы № 7 Данилова Е.В.

Календарь

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930