655156Своеобразным итогом дошкольного периода является го­товность ребенка к школьному обучению. Если ребенок идет в школу «не готовым» в психологическом отношении, это может иметь самые печальные последствия как для успешности его обучения, так и для дальнейшего развития личности.

Из чего же складывается готовность к школе и как помочь ребенку подготовиться к новой для него школьной жизни?

Главным показателем готовности к школе являются моти­вы учения, т.е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано разными причинами, среди которых пси­хологи выделяют социальные и познавательные.

Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником — иметь все соответствующие ат­рибуты (портфель, тетрадки, учебники), ощутить себя большим, школьником.

Познавательные мотивы связаны непосредственно с уче­нием и с познавательными интересами ребенка. Они проявля­ются в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и позна­вать окружающий мир.

Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стре­мится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные ин­тересы, которые он уже не может удовлетворить дома.

Нередко у детей преобладают социальные мотивы учения, а познавательные выражены слабо. В таком случае детей интересу­ют в школе не знания, а строгое исполнение роли ученика. Ребе­нок ориентирован в основном на одобрение и похвалу учителя, по­тому что только учитель может оценить, как он «исполняет роль» ученика. На первых порах такая исполнительность и готовность делать все «как надо» могут давать неплохие результаты, но как только эта роль станет для ребенка привычной и исчерпает свою привлекательность (а это, увы, происходит достаточно быстро), учение в школе утратит для него смысл, если, конечно, к этому времени у него не сформируются собственно учебные мотивы.

Однако, если у ребенка доминируют познавательные моти­вы учения, а социальные практически отсутствуют, то это тоже может вызвать существенные трудности. Такие дети обычно приходят в школу, умея читать и считать, а в школу стремят­ся, чтобы больше узнать. Стремления хорошо выполнять свои обязанности ученика, понимания своей новой ответственнос­ти у них может и не быть. И если такому ребенку на уроке ста­новится скучно, он легко может заняться посторонним делом или вовсе выйти из класса. Он учится лишь до тех пор, пока новый материал представляет для него познавательную цен­ность. Ему скучно делать все, что не вызывает его непосред­ственного интереса: выполнять домашние задания, трениро­вать руку к письму, решать однотипные задачи. Ученики с преобладанием познавательной мотивации, но слабо выражен­ными социальными мотивами учения могут оказаться даже менее готовыми к школьному обучению (в том виде, как оно существует на сегодняшний день), чем дети с преобладанием социальных мотивов.

Естественно, что индивидуальность каждого ребенка прояв­ляется в преобладании одного из указанных мотивов, но в какой-то форме они оба должны быть выражены.

Если ребенок не хочет быть школьником

Для знакомства с правилами поведения в школе хо­роши ролевые игры, где ребенок попеременно выпол­няет то роль учителя, контролируя и оценивая поведе­ние «непослушных» учеников, то роль школьника, ак­куратно выполняющего требования школьной жизни. Можно также рассказывать о первых днях в школе, о хороших и не очень хороших учениках. Важно при этом, не запугивая и не вызывая тревожность ребенка, показать привлекательность и ответственность его бу­дущей позиции, сделать переход к новой, школьной жизни значимым и желанным, создать у него образ «Я — ученик».

Как правило, дети шести лет уже имеют представление о своем школьном будущем и стремятся в школу. Чаще у дошкольников отсутствует познаватель­ная мотивация к учению. Сформировать ее гораздо труд­нее, чем социальную мотивацию. Для этого нужно от­крыть ребенку радость умственной работы, разбудить любознательность и познавательную активность.

Начинать лучше опять же с игр, но не с сюжетно- ролевых, а с игр-загадок, в которых в скрытой или яв­ной форме содержится посильная для ребенка задача. Таких игр множество. Они не только будят познаватель­ную активность, но и развивают мышление, внимание и память ребенка, что также является важнейшим усло­вием готовности к школе.

Игры, пробуждающие познавательную активность

  1. Пуговицы

Играют двое. Перед каждым играющим одинаковый набор пуговиц и игровое поле, представляющее собой квадрат, разде­ленный на клетки. Игра тем сложнее, чем больше используется пуговиц и чем больше клеток в квадрате.

Игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из че­тырех или шести клеток. Начинающий игру выставляет на сво­ем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен выбрать из своего набора нужные пуговицы и расставить их точно так же на своем игровом поле. Затем пер­вый игрок открывает свое поле и проверяется правильность ре­шения задачи, после чего игроки меняются ролями и игра про­должается. Количество пуговиц и клеток на поле последователь­но увеличивается.

Чтобы облегчить ребенку решение этой достаточно сложной для него задачи, можно сначала проговаривать вместе с ним рас­положение пуговиц на клетках: «Красная большая — в левом нижнем углу, черная маленькая — в центре, желтая — сверху, в середине». Такое проговаривание поможет ребенку сосредо­точиться на задаче и решить ее.

  1. Что изменилось?

На столе ставят несколько предметов или небольших игру- . шек. Ребенку предлагают запомнить, что находится на столе, затем его просят отвернуться или закрыть глаза и убирают один из предметов. После этого предлагают отгадать, какой именно предмет исчез.

Другим вариантом той же игры является отгадывание изме­нений в расположении предметов. Играющим предлагается запомнить, что и в каком порядке находится на столе, а затем ведущий меняет местами несколько предметов и предлагает от­гадать, что изменилось.

Если эта игра слишком трудна, можно так же, как и в пре­дыдущей, использовать совместное проговаривание.

  1. Поезд

Для этой игры потребуется 10 разных картинок одинаково­го размера. Каждая картинка — вагончик. Взрослый и ребенок берут по пять картинок и, выкладывая их по очереди, начинают строить поезд.

Как известно, у каждого поезда вагоны скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Вагончики-картинки тоже должны быть скреплены какой-то логической связью. Напри­мер, ложку можно скрепить с тарелкой, потому что и ложка, и тарелка — посуда. После тарелки можно положить вазу для цве­тов, потому что они сделаны из одинакового материала, а потом положить поливальную машину, потому что и в вазу, и в маши­ну набирают воду и т.д. Главное, чтобы ребенок объяснил свое «скрепление». Когда поезд будет готов, проверьте вместе, как скреплены вагоны.

Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки и их порядок. Эта игра хорошо развивает логическое мышление.

Список таких игр можно продолжить. Они опубликованы во многих брошюрах и сборниках.

Во-первых, такие игры вызывают ин­терес детей к решению умственных задач, делают умственную работу увлекательной, что создает познавательную мотивацию к учению.

Во-вторых, они развивают познавательные способности ребенка: сосредоточенность на задаче, умение мобилизовать­ся, быть внимательным, запомнить или придумать, что нуж­но, и в нужный момент. Очевидно, что такая умственная и по­знавательная готовность совершенно необходима для обучения в школе.

В-третьих, такие игры учат ребенка правильно оценивать свои возможности. Признать свои ошибки и промахи, увидеть свое неумение очень трудно для дошкольника, но без этого ни­какое обучение невозможно. В игре все это достигается есте­ственно и без психологических травм. Ведь умение проигры­вать, как и стремление выиграть, — главное условие игры, и его надо воспитывать.

И наконец, в-четвертых, все эти игры учат ребенка вла­деть собой, развивают произвольность поведения, которая, как уже говорилось, является необходимым условием готовнос­ти к школе.

 

Статью подготовила воспитатель группы №10  Чипуляева Ю.А.

 

Календарь

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930