Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.

Справится ли ребёнок со школьной нагрузкой? Сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе?

Эти   вопросы   беспокоят   родителей   будущих   первоклассников.   Озабоченность родителей понятна:  ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний — пыткой.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Родители таких детей недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребёнком, так много делали для его развития. Почему же он так плохо учится?»

Дело в том, что под понятием «готовность к обучению в школе» многие родители по ошибке подразумевают умение детей читать, считать и писать, и часто увлекаются тем, что заставляют детей бесцельно заучивать названия букв или подолгу их выписывать. К сожалению, это приводит к тому, что у детей складывается негативное представление о школе и пропадает всякое желание туда идти («Если уже сейчас, когда я ещё не хожу в школу, мне приходиться так долго и неинтересно заниматься, то, что же будет, когда я начну учиться?»).

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую и социальную (личностную) готовность.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребёнка. Систематическая учебная работа, большой объём новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

Готов ли организм шести-семилетнего ребёнка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения эта перестройка ещё не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому учёные  делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребёнка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Но нужно помнить и о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребёнка не всегда соответствует биологическому: один ребёнок в шесть лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в семь лет обычная школьная нагрузка не по силам. Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

  1. Уровень физического развития.
  2. Уровень биологического развития.
  3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трёх основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов и достижение определённых пропорций — отношение окружности головы к длине тела.

При определении оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа — дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие. Число таких учащихся, поступающих в первый класс массовой школы, не превышает 20-25%.

Вторая группа — дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, — которые находятся на грани здоровья и болезни, ещё не перешедшей в хронический процесс. При неблагоприятных условиях у них могут развиваться более выраженные и стойкие отклонения в состоянии здоровья. Число таких детей в первом классе колеблется от 30 до 35%.

В третью группу входят дети страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием. Количество таких детей составляет 30- 35% детей. Раннее обучение в школе (с шести лет) и повышенные школьные нагрузки для этих детей противопоказаны.

Четвёртую и пятую группы составляют дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и постоянного наблюдения у врача-специалиста; Таким детям рекомендуется учиться на дому или в специализированных школах.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье и так далее. В то же время мелкие мышцы кисте рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме развиты ещё не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму.

Одной из причин графической неподготовленности к обучению письму является недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики.

Вы можете провести простой тест на определение уровня развития мелкой моторики рук: заранее нарисуйте окружность диаметром 3-3,5 см и предложите ребёнку нарисовать одним движением руки такой же, глядя на ваш образец. Если кисть развита слабо, то ребёнок нарисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Рекомендации для родителей.

Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:

  • лепка из глины и пластилина,
  • закручивание гаек в детском конструкторе,
  • собирание узоров из мелкой мозаики,
  • вышивание;
  • завязывание и развязывание узелков,
  • застегивание мелких пуговиц,
  • игры с мячом небольшого размера,
  • гимнастика для пальцев,
  • пальчиковые игры,
  • театр теней

Театр   теней,   комплексы   пальчиковой   гимнастики   и   пальчиковых   игр   есть  у воспитателей вашей группы.

Для развития  мелкой  моторики  и  подготовки руки  к  письму  очень полезны следующие упражнения, облегчающие написания букв:

  1. Ладошки лежат на столе. Ребёнок поднимает пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют упражнение в обратном порядке.
  2. Ладошки лежат на столе. Ребёнок поочерёдно поднимает пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
  3. На столе лежит 10-15 карандашей или счётных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
  4. Зажать карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
  5. Это упражнение напоминает перекатывание  мячика в руках.  Ребёнок, представив   себе,   что   у   него   в   ладонях   мячик,   делает   движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Материал подготовила воспитатель группы № 10

Гутченко Наталья Федоровна 

 

Календарь

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031