Игра — традиционный, признанный метод обучения и вос­питания дошкольников. Это уникальное средство ненасиль­ственного воспитания маленьких детей. Она соответствует ес­тественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумы­вают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушка­ми, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть тер­пеливыми и настойчивыми. И главное, все это происходит сво­бодно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.

Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не сле­дует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребенок способен придумать такую игру, которая отвечает его возмож­ностям и развивает его способности. Нередко взрослые оставля­ют детей наедине с игрушками и считают, что ребенок сам зна­ет, чем себя занять. Здесь мы действуем по известной логике: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Но даже са­мые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и пока­зать, как с ними играть. Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет иметь развивающий эффект. В конце концов такая игра наскучивает ему самому.

Если представить себе нормального здорового ребенка, ок­руженного множеством игрушек, но совершенно лишенного общества старших (детей и взрослых), можно предположить, что он будет производить с ними лишь самые простые манипу­ляции, которые только условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей, дошкольнику обяза­тельно сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новые игры.

Научить играть его могут те, кто уже умеет играть и знает интересные игры. В течение многих десятилетий такими «учи­телями» были старшие дети. Во дворе, в большой семье, в ком­мунальной квартире игры и умение играть передавались от од­ного поколения детей к другому. Все это происходило стихий­но, естественно, без всякого вмешательства взрослых. Теперь эта связь детских поколений прервалась. Нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей: в семье он один, двора и дворовых детей нет, квартира отдельная.

Вот и растет ребенок среди взрослых, у которых свои пробле­мы и которым вовсе не до игр. «Взрослое» ли это дело — играть с ребенком? Пусть в детском саду играет! Но в детском саду дети того же возраста, которых тоже не научили играть. В результате получается, что игры детей примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные качества.

А от взрослых — родителей и воспитателей — ребенок слы­шит одни нотации и призывы быть таким-то и таким-то. Но об­рести все эти ценные качества ребенок может только в процес­се собственной деятельности, собственного опыта. В дошколь­ном возрасте главной и самой развивающей деятельностью ре­бенка является игра. Поэтому, если взрослые хотят помочь ре­бенку в его развитии, они должны играть с ним.

Игру можно рассматривать как своеобразную форму обще­ния взрослого с детьми, в которой взрослый одновременно явля­ется и организатором, и участником игры. В каждой, даже са­мой простой игре есть правила, которые организуют и регули­руют действия ребенка. Эти правила определенным образом ог­раничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения. Правила игры становятся той «точкой опо­ры», с помощью которой можно осознать и оценить свои дей­ствия.

Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные внеситуативно-личностные разговоры еще не­доступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно достигать их. Если правила поведе­ния, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходи­мым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их поведения.

Игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполне­ние игровых правил.

Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребен­ка очевидным, наглядным. Наглядность этих правил и их про­стота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на зем­ле черты и т.п.) делают возможным даже для трехлетнего малы­ша контроль за их выполнением — сначала в поведении других, а потом и в своем собственном. Постепенно ребенок сам начина­ет предъявлять к себе определенные требования, причем добро­вольно, без нажима.

Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подра­жание другим детям или взрослому помогает ребенку относи­тельно быстро освоить требования игры.

И наконец, третьим условием, облегчающим ребенку уп­равление своим поведением, является то, что многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми. Ак­тивность воображения дошкольников обеспечивает естес­твенное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.

 

Развивающие игры для малышей

Начинать можно с самого простого. Например, вы изображаете автомобиль, а ребенок — птичку, которая скачет по дорожке. Как только «загорается красный свет», птичка должна убежать в свое гнездышко и спря­таться, а автомобиль спокойно и важно проедет по сво­бодной дороге. С появлением зеленого сигнала птичка опять может выскочить на дорогу и спокойно гулять.

Эта простая игра, которую любят уже двух-трехлетние малыши, приучает ребенка вовремя выполнять оп­ределенные действия и сдерживать свою двигательную активность.

Потом правила игры можно усложнять, но желатель­но, чтобы все они предусматривали определенное огра­ничение спонтанной активности, сдерживание непроиз­вольных, импульсивных реакций. Например, вы пока­зываете малышу картинки с изображениями знакомых животных: зайчика, собаки, кота, а он должен их назы­вать, но не сразу (и в этом вся трудность), а только после того, как взрослый скажет: «Раз-два-три, говори!»

 

Такая задержка высказывания очень нелегко дается малы­шам. В то же время именно она делает игру интересной и полез­ной. За каждый вовремя данный ответ можно давать награду — палочку или кружок из бумаги. Если так играют двое или не­сколько детей, можно устроить соревнование: кто больше полу­чит призов?

А вот еще одна игра. Выглядит она как соревнова­ние по спортивной ходьбе. Дети должны как можно бы­стрее дойти от одной черты до другой, но не бежать, а идти. Кто побежит, тот «сошел с дистанции». Сдержи­вание такого естественного для дошкольников движе­ния, как бег, особенно трудно дается им, но в то же вре­мя это оптимальный способ научить ребенка владеть своим поведением.

Подобные игры, несмотря на внешнюю простоту их правил, требуют от ребенка преодоления внутренних препятствий и яв­ляются определенным шагом в овладении своим поведением. И, что особенно ценно, это преодоление происходит не по при­казу и принуждению взрослого, а добровольно, по желанию са­мого ребенка. Эта маленькая победа над собой, которая внешне выглядит как выполнение правил, приносит много радости ре­бенку.

Игра с правилами не теряет своего значения на протяжении всего дошкольного возраста. Постепенно правила усложняют. Однако следует помнить, что слишком трудные правила, кото­рые ребенок еще не может выполнить, могут убить у него инте­рес к игре, отнять уверенность в своих силах и желание играть вместе со взрослым.

 

 

Материал подготовила воспитатель группы №2 Чипуляева Юлия Александровна.

Календарь

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031