Тема: ЧИСТОГОВОРКИ И СКОРОГОВОРКИ В

ВОСПИТАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

      Чистоговорки и скороговорки являются очень удобным речевым материалом в развитии правильного произношения. Они, как правило, немногословны и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто, а скороговорки – скоро, быстро. Чистоговорки и скороговорки могут быть использованы и для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

Для детей 3-5 лет хорошо использовать чистоговорки, небольшие по составу слов или звуков, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен ребенку, близок его жизненному опыту. Детям 6 лет хорошо предлагать чистоговорки на дифференциацию звуков для развития и совершенствования речевого слуха.

Одни и те же чистоговорки и скороговорки можно использовать неоднократно с различной целью. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» можно применить для закрепления звуков [ж], [л], а затем в качестве тренировки голосового аппарата, когда ребенку предлагают произнести громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно. Например,

П [П’]: «Уп-уп-уп, мама варит суп»; «Петя пилит пилой пень»; «Наш Полкан попал в капкан»; «За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам».

Б [Б’]: «Бы-бы-бы, идет дым из трубы»; «У Бобы были бобы»; «Забавной обезьяне бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне».

М [М’]: «Му-му-му, молока кому?»; «Мама Милу в ванне мыла»; «Где мед, там и мухи»; «На скамеечке у дома целый день рыдала Тома».

Т [Т’]: «Та-та-та, хвост пушистый у кота»; «От топота копыт пыль по полю летит»; «Наш гость купил трость»; «Ткет ткач ткани на платье Тани».

Д [Д’]: «Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; «Дарья дарит Дине дыни»; «Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил».

Н [Н’]: «Ан-ан-ан, папа чинит кран»; «Надя нянчит Надю с Ниной»; «У Ваньки у встаньки несчастные няньки»; «Нес не нес, а до нас донес».

В [В’]: «Ва-ва-ва, на суку сидит сова»; «Три вороны на воротах»; «Водовоз вез воду из-под водопровода».

Ф [Ф’]: «Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф»; «У Фани фуфайка, у Феди туфли».

К: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!»; «Тук-тук-тук, тук-тук-тук, прибиваю я каблук!»; «Наша река широка, как Ока».

Г: «Гу-гу-гу, гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу»; «На горе гогочут гуси»; «Под горой огонь горит».

Х: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Не поймать вам петуха!»; «Прохор и Пахом ехали верхом»; «Муха-горюха села на ухо».

С [С’]: «Са-са-са, в лесу бегает лиса»; «Со-со-со, у Вовы колесо»; «Су-су-су, мы ловим осу»; «Ас-ас-ас, у нас свет погас»; «Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь»; «У осы не усы, а усики»; «Коси, коса, пока роса»; «У маленькой Сани сани едут сами».

З [З’]: «За-за-за, уходи домой, коза!»; «Зу-зу-зу, моем Катю мы в тазу»; «У зайки Бубы заболели зубы»; «У маленькой Зины бузина в корзине»; «Видит волк козу, забыл и грозу»; «Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет»; «Все с базара, а Назар на базар».

Ц: «Цо-цо-цо, на руке кольцо»; «Цы-цы-цы, поспели огурцы»; «Ец-ец-ец, очень вкусный огурец»; «У кольца нет конца»; «Бегают две курицы прямо по улице»; «Цапля, сто на крыльце, написала букву Ц»; «Нагнись в корытце напиться водицы».

Ш: «Ша-ша-ша, мама моет малыша»; «Шу-шу-шу, я письмо пишу»; «Аш-аш-аш, у Вовы карандаш»; «Тише, мыши, кот на крыше»; «Нашей Маше дали манной каши»; «Не найду я ушки у нашей лягушки»; «Леша и Клаша едят манную кашу».

Ж: «Жа-жа-жа, есть иголки у ежа»; «Жу-жу-жу, молоко дадим ежу»; «У ежа ежата, у ужа – ужата»; «Не живут ужи, где живут ежи»; «Лежит ежик у елки, у ежа иголки»; «Очень нужен жук на ужин, жук на ужин очень нужен».

Ч: «Ча-ча-ча, горит в комнате свеча»; «Чу-чу-чу, молоточком я стучу»; «Шубка овечки теплее любой печки»; «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки»; «У четырех черепах по четыре черепашонка».

Щ: «Ща-ща-ща, мы несем домой леща»; «Ащ-ащ-аш, мы надеваем плащ»; «Волки рыщут, пищу ищут»; «Щипцы да клещи – вот наши вещи»; «Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи»; «Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит».

Л [Л’]: «Ло-ло-ло, на улице тепло»; «Лу-лу-лу, стол стоит в углу»; «Ул-ул-ул, у нас сломался стул»; «Оль-оль-оль, мы купили соль»; «У елки иголки колки»; «Иголка, иголка, ты остра и колка»; «Наш Полкан попал в капкан»; «Елка, елка, елочка, колкая иголочка»; «Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку»; «В уголок Аленка села, у Аленки много дела»; «Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила».

Р [Р’]: «Ра-ра-ра, Кате спать пора»; «Ро-ро-ро, на полу стоит ведро»; «Ры-ры-ры, летают комары»; «Ри-ри-ри, на ветках снегири»; «Ор-ор-ор, мы подмели двор»; «Арь-арь-арь, на стене висит фонарь»; «Три вороны на воротах»; «Трое трубачей трубили в трубы»; «Проворонила ворона вороненка»; «Привез Пров Егору во двор дров гору»; «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор»; «Три сороки тараторили-тараторили на горке»; «Во дворе горка, под горой норка. В этой норке крот норку стережет»; «На горе растут дубы, под горой растут грибы»; «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона».

 

Консультацию подготовил воспитатель МБДОУ  Бурмистрова М.Н

Календарь

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930